Реактивное образование в психологии — механизм психологической защиты по Фрейду

Один из самых известных и влиятельных психологов XX века, Зигмунд Фрейд, сформулировал множество теорий и концепций, которые стали основой для современной психологии. Одной из таких концепций является понятие реактивного образования – механизма психологической защиты, который мы подробно рассмотрим в данной статье.

Реактивное образование – это механизм психологической защиты, который заключается в том, чтобы подавлять неприемлемые или болезненные мысли, желания или чувства путем замены их на противоположные. С помощью реактивного образования индивид ранизует искаженную реальность, и на первый взгляд кажется, что эти замененные черты – его естественные качества.

Примеры реактивного образования включают замену враждебности на чрезмерную заботливость или запретные сексуальные желания на стойкую религиозность. Этот механизм психологической защиты помогает индивиду справиться с болезненными эмоциями и сохранить психическое равновесие.

Симптомы реактивного образования в действии

Реактивное образование, как механизм психологической защиты по Фрейду, может проявляться через различные симптомы, которые возникают в результате подавления или отрицания нежелательных мыслей и желаний. Вот несколько типичных примеров:

1. Иррациональные убеждения и фобии. Человек, сталкивающийся с сильными негативными эмоциями или конфликтами, может разрабатывать необоснованные убеждения или развивать фобии. Например, человек, страдающий от безопасной высоты, может начать верить, что находится под угрозой падения, даже когда это нереально.

2. Проекция. В случае реактивного образования с чувствами, которые считаются неприемлемыми, эти чувства могут быть проецированы на других людей. Например, человек, испытывающий гнев или ненависть к определенному человеку, может начать считать, что это другой человек испытывает эти эмоции по отношению к нему.

3. Рационализация. Человек может использовать рационализацию, чтобы оправдать неприемлемые мысли или желания. Например, человек, испытывающий сексуальные фантазии, которые считаются неприемлемыми в обществе, может представить себе, что эти фантазии исходят от другой личности или что они являются частью искусства или литературы.

4. Отрицание. Реактивное образование может проявляться через отрицание собственных нежелательных мыслей или желаний. Человек может утверждать, что не испытывает те эмоции или мысли, которые на самом деле присутствуют, чтобы избежать стыда или вины.

5. Сверхкомпенсация. Человек может использовать реактивное образование в качестве механизма самоуспокоения, чтобы скрыть свои слабости или недостатки. Например, человек, который чувствует себя непривлекательным, может стать перфекционистом и стремиться к идеальности во всем, чтобы скрыть свою низкую самооценку.

Симптомы реактивного образования в действии могут различаться в каждом индивидуальном случае, но все они связаны с подавлением неприемлемых мыслей, желаний и эмоций. Понимание этих симптомов может помочь нам лучше понять себя и других людей, а также принять меры для продуктивного разрешения конфликтов и психологической работы над собой.

Пример №1

Инфантильность — это проявление поведения и эмоций, характерных для детского возраста, у взрослых людей.

Этот механизм защиты может проявляться в разных ситуациях и на разных уровнях.

Например, в реактивном образовании инфантильности может быть показано поведение, характерное для младенцев,

такое как непослушание, капризы, сопротивление изменениям и т.д.

Люди могут прибегать к этому механизму защиты, когда чувствуют себя уязвимыми или неспособными справиться со ситуацией.

Например, возможность взрослого человека проявлять свои эмоции с помощью капризов, может быть способом уйти от ответственности

или обязательств, которые он считает слишком сложными или страшными.

Пример реактивного образования инфантильности может проявиться в отрицательной реакции наличия нового ребенка в семье.

Взрослый человек может начать проявлять такое же поведение, как у ребенка — плаксивость, сопредельность своих нужд,

отстраненность от нового члена семьи и т.д.

Это может быть способом справиться с реальностью и предотвратить возможное соперничество или изменение внимания родителей

или других членов семьи.

Эмоциональная незрелость и неприятие новой ситуации могут служить способом сохранения привычного порядка в семье и ухода

от чувств принятия и ответственности.

Пример №2

Разберем еще один пример использования реактивного образования в психологии. Представьте себе ситуацию, когда человек сильно зависит от одного из родителей и идеализирует его. Ребенок видит только положительные качества этого родителя, игнорируя негативные стороны. Но по мере взросления и сталкивания с реальной жизнью, ребенок начинает осознавать, что его родитель не такой совершенный, каким он казался раньше.

Однако, чтобы сохранить свою уверенность и веру в своего родителя, ребенок может использовать механизм реактивного образования. Он начинает переносить все негативные черты этого родителя на других людей, чтобы сохранить идеализированное представление о нем.

Положительные черты родителя: Негативные черты родителя:
Ласковый Агрессивный
Заботливый Неотзывчивый
Добрый Эгоистичный

Таким образом, ребенок осознает негативные черты родителя, но вместо того, чтобы признать их в нем самом, он проецирует их на окружающих людей. Это позволяет ему сохранить идеализированное представление о родителе, но создает искаженное представление о других людях и может мешать ему взаимодействовать с ними на адекватном уровне.

Пример №3

Примером реактивного образования может послужить ситуация, когда человек, испытывая глубокую ненависть к кому-то, проявляет излишнюю заботу и дружелюбие по отношению к этому человеку. На первый взгляд, это может показаться странным поведением, однако оно объясняется тем, что подсознательная ненависть вызывает сильные чувства в человеке, которые могут быть неприятными или угрожающими. Чтобы избежать этих чувств и сохранить гармонию в психике, человек прибегает к реактивному образованию, изменяя свое поведение и выражая внешне противоположные эмоции.

В данном примере человек может проявлять множество проявлений дружелюбия и заботы по отношению к тем, кого он на самом деле ненавидит. Он может стараться им помочь, поддержать и защитить, хотя на самом деле испытывает к ним только негативные чувства. Это поведение позволяет человеку справляться с конфликтными эмоциями и подавлять свою настоящую ненависть.

Реактивное образование в детях

В детском возрасте реактивное образование может проявляться в разных ситуациях. Например, ребенок, испытывая чувство ревности к младшему брату или сестре, может вести себя с ним заботливо и защищать его, вместо того чтобы выражать свою ревность открыто. Или же ребенок, испытывая гнев по отношению к родителям, может проявлять чрезмерную привязанность и усердие в выполнении их требований, чтобы подавить негативные эмоции.

Реактивное образование у детей позволяет им сохранять гармоничные отношения с окружающими, в то время как непосредственное выражение противоположных потребностей могло бы нарушить эти отношения. Однако, реактивное образование может приводить к внутренним конфликтам и эмоциональной несоответственности, которые могут быть заметны в поведении ребенка.

Пример №4

Примером реактивного образования может быть случай, когда человек испытывает гнев и ненависть к кому-то, но не осознает эти чувства, а вместо этого проявляет чрезмерное внимание и заботу. Например, родитель, испытывающий глубокий гнев на ребенка, может постоянно проявлять излишнюю заботу и внимание, чтобы скрыть свои истинные чувства.

Реактивное образование связано с понятием «противоположности». Механизм психологической защиты позволяет человеку смириться с запретными или нежелательными побуждениями, противопоставляя им более социально приемлемые и допустимые действия или мысли.

Реактивное образование является одним из многих механизмов психологической защиты, которые помогают человеку справиться с тревожными или запретными побуждениями. Понимание этих механизмов может помочь нам лучше понять себя и других людей, а также развивать здоровые стратегии для обработки эмоционально сложных ситуаций.

Пример №5

Рассмотрим конкретный пример реактивного образования в психической жизни человека. Представим ситуацию, когда человек испытывает сильную зависть к своему другу, который достиг больших успехов в карьере, в то время как сам человек ощущает себя неудачником в этом аспекте своей жизни.

Вместо того, чтобы признать и осознать свою зависть, в данном случае, реактивное образование может вмешаться, чтобы справиться с неприятными чувствами. Человек может стать активно выражать свое презрение и неприятие к мире карьеры, говорить, что деньги и успехи не приносят счастья и что его друг просто потерялся в этой беготне за материальными благами. Таким образом, человек прячет свои истинные чувства зависти, заменяя их отрицанием и манипуляцией мыслей.

Реактивное образование в данном примере служит способом защиты психологического равновесия, позволяя человеку сохранить свое самоощущение и избежать долгосрочного страдания от зависти. Однако, в долгосрочной перспективе, это может привести к искажению реальности и отрицательному влиянию на психическое здоровье.

Как бороться с реактивным образованием

Чтобы бороться с реактивным образованием и достичь более здоровых психологических состояний, можно применить следующие стратегии:

  1. Осознание своих эмоций и мыслей. Будьте внимательны к своим эмоциям и мыслям, не игнорируйте или подавляйте их. Попробуйте понять источник своих отрицательных эмоций и подумать о том, какие мысли и убеждения могут привести к таким эмоциональным реакциям.
  2. Разделение реальности от фантазии. Уделяйте больше внимания текущей реальности, а не иллюзорным образам, которыми вы пытаетесь заменить неприемлемые мысли или чувства. Помните, что фантазии могут быть искаженными и не соответствовать действительности.
  3. Поиск поддержки. Обратитесь к профессиональному психологу или терапевту, который поможет вам разобраться в своих эмоциональных проблемах и преодолеть реактивное образование. Также вы можете найти поддержку у близких друзей или родственников, которые будут вас слушать и понимать.
  4. Практика позитивного мышления и самоутверждения. Замените негативные мысли позитивными утверждениями о себе. Укрепите свою самооценку и уверенность в своих способностях. Попробуйте установить реалистичные цели и относиться к себе с любовью и состраданием.

Важно помнить, что процесс преодоления реактивного образования может быть длительным и требовать терпения и настойчивости. Однако, с постоянными усилиями и поддержкой, вы сможете достичь более здорового психического состояния и большей гармонии в жизни.

Оцените статью
AstraSocial
Добавить комментарий